Прокат автомобилей в России претерпел качественные изменения за последние два года: ушли иностранные бренды, исчезли клиенты из «недружественных» стран. Но за счет прихода китайских торговых марок и развития внутреннего туризма рынок аренды автомобилей переживает сейчас ренессанс. Как справляются с этими изменениями в компании RexRent (бывший международный бренд Avis, сейчас входит в инвестгруппу «Инсайт»), куда россияне любят ездить зимой и летом и будут ли популярны люксовые китайские авто у российских любителей премиум-класса, Sfera.News рассказал генеральный директор компании Алехандро Карреньо.
Насколько сейчас в России востребован прокат автомобилей? Что изменилось за последние несколько лет, в том числе после февраля 2022 года?
Аренда автомобилей, несмотря на изменения в жизни страны, остается востребованной в России, и особенно большой спрос, конечно, мы видим в летние месяцы. Хотя, как вы понимаете, после февраля 2022 года на рынке произошли значительные изменения. Прежде всего, резко сократилось число клиентов – в основном из «недружественных» стран, но и из «дружественных» поток тоже снизился. Кроме того, как и в других сферах, товары из Китая – в нашем случае это машины, которые мы даем в аренду, – вытесняют другие бренды из Европы, США, Южной Кореи и Японии. Автомобили в автопарках арендных компаний теперь в основном китайские.
Из существенных плюсов: продолжается развитие внутреннего туризма. Наши соотечественники стали чаще обращаться за услугой по аренде авто. К сожалению, аэропорты в некоторых южных городах не функционируют, и это оказывает влияние на объемы аренды в южном регионе.
Из машин каких стран состоит ваш парк? Что изменилось за последние два года? Какой процент занимают китайские авто и есть ли российские?
Состав автопарка RexRent, конечно же, сильно изменился за последний год. Мы придерживаемся правила использовать автомобиль два года или до достижения пробега 60 тыс. км., в зависимости от того, какой показатель наступит раньше. Таким образом парк постоянно обновляется. Сейчас на рынке новых автомобилей в России превалируют китайские бренды. Они предлагают (в отличие от многих ушедших из России иностранцев) гарантийное обслуживание от производителя, что является важным условием при выборе поставщика новых автомобилей. Поэтому, конечно, сейчас число «китайцев» сильно выросло и приближается к 90% от всего парка машин.
Но, несмотря на появление на рынке китайских брендов, их по-прежнему недостаточно. Это влияет на ассортимент.
Автомобилей российского производства в автопарке пока нет, но мы планируем их внедрение в 2024 году, в том числе электромобилей.
Машины какого производства россияне выбирают чаще? Как часто берут люксовые авто?
Россияне адаптируются к существующим реалиям и лояльно относятся к моделям автомобилей китайского производства. Это видно по обратной связи, которую дают наши клиенты после завершения аренды в рамках контроля качества: многие оставляют положительные отзывы.
Некоторые дилерские центры предлагают автомобили европейских и корейских брендов, ввезенных по параллельному импорту. Это помогает нам закрыть потребности клиентов, которые предпочитают машины не китайских марок.
С европейскими люксовыми авто все гораздо сложнее: их сейчас просто не хватает, и при этом клиенты такого сегмента не торопятся переходить на машины КНР. Но мы считаем это вопросом времени, потому что есть отличные люксовые китайские бренды. Например, премиум-автомобили китайского концерна Hongqi. Эта марка известна тем, что производит авто для высшего руководства КНР, в том числе для председателя КНР Си Цзиньпина.
Ваши цены на аренду авто в целом выше, чем, например, у небольших региональных компаний. За счет чего вы конкурируете?
Это действительно так, наши цены значительно выше. И я могу объяснить, почему. RexRent соблюдает международные стандарты по аренде автомобилей и выполняет все обязательства по выплате налогов и отчислений в бюджет. Клиенты, предпочитающие высокий уровень сервиса, – это наши клиенты. RexRent – компания федерального масштаба, мы не ставим цель конкурировать с мелкими локальными компаниями.
Сложно ли конкурировать в Москве, СПб и Сочи с каршерингом?
Очень сложно. Несмотря на то, что большинство клиентов каршеринга ориентированы на поминутную или почасовую аренду (а минимальный срок аренды в нашей компании составляет одни сутки), мы видим, что именно в этих городах компании каршеринга переходят на суточную аренду и становятся нашими прямыми конкурентами. Особенно это заметно в Сочи, где автомобили этих фирм сосредоточены в аэропорту и доступны для прилетевших туристов.
У вас берут в аренду автомобили только частные лица, или вы что-то предлагаете еще и организациям?
Краткосрочная аренда автомобилей – это, конечно, в основном физлица. 85% аренд осуществляются обычными гражданами, 15% – организациями, но надо отметить, что этот процент стремительно увеличивается, так как развитие сегмента корпоративных клиентов является стратегическим для RexRent.
В долгосрочной же аренде, наоборот, 98% – это аренда организаций и 2% – частные лица, хотя и здесь мы видим потенциал роста в ближайшее время.
Как изменились за последние два года маршруты россиян? Куда люди предпочитают ездить? На сколько?
Традиционно основным направлением остается юг нашей страны. Спросом также пользуются Калининград, Мурманск, Санкт-Петербург, Москва, города Поволжья, Алтай, Иркутск и Владивосток. Вообще популярность направления сильно зависит от времени года. Например, зимой люди любят ездить в Иркутск: они арендуют авто на станции проката в этом городе и направляются на Байкал. Летом это Сочи, Крым, в последнее время Калининград.
Средняя продолжительность аренды автомобиля обычно составляет 6-7 суток.
Можете описать портрет среднестатистического арендатора авто? Это чаще семьи, компании молодых людей, или просто путешественники?
Мы провели небольшое исследование и выяснили, что наш среднестатистический клиент – это мужчина в возрасте от 35 до 44 лет, который арендует автомобиль для деловых поездок. В летние месяцы, конечно, существенно вырастает спрос со стороны семей, которые едут в путешествие во время своего отпуска и детских каникул.
Бывают ли какие-то совсем экзотические маршруты? Есть ли ограничения по поездкам?
Были интересные маршруты, например, группа клиентов арендовала несколько внедорожников, чтобы проехать из Питера до Владивостока, чтобы посмотреть страну. Мы не ограничиваем клиентов в их передвижении по территории России, чем, кстати, тоже серьезно отличаемся от небольших локальных компаний по прокату машин. Людям нужна свобода передвижения, и мы ее даем.
Свежие новости читайте на @sferanewsru