14 июля 2024

Фонд Общественное мнение исследовал реакцию предпринимателей на санкции и контрсанкции, узнав, как представители малого бизнеса оценивают влияние санкций на их бизнес и адаптируются к изменениям.

Подавляющее большинство представителей малого бизнеса (73%) в той или иной степени ощутили негативное влияние санкций. 25% такого влияния не отметили.

Самым распространенным негативным последствием для бизнеса стало уменьшение числа заказов, клиентов. Об этом заявили 44% опрошенных (в группе тех, кто ощутил влияние санкций, – 60%). Даже если кто-то из представителей малого бизнеса и вошел в число бенефициаров ажиотажного спроса в начале марта, когда одни потребители запасались впрок продуктами и предметами первой необходимости, а другие закупали товары западных компаний, уходивших с российского рынка, то к середине апреля, когда проводилась четвертая волна опроса, спрос на товары и услуги малого бизнеса, видимо, снизился.

О снижении спроса в первом квартале 2022 года по сравнению с четвертым кварталом 2021-го сообщили 46% опрошенных. Среди ощутивших негативное влияние санкций о снижении спроса говорили заметно чаще: 52% против 28% среди тех, кого санкции не затронули. В своих ответах на открытый вопрос «Какие именно изменения произошли в вашем бизнесе?» предприниматели говорили: «нет объемов, нет работы», «сокращение объемов», «общие заказы уменьшились, люди побаиваются», «стала брать меньше заказов».

Помимо снижения спроса участники часто указывали на рост издержек, инфляцию, рост цен (41% по выборке и 56% среди ощутивших негативное влияние санкций) и проблемы с поставками (39% и 53% соответственно).

В результате санкций ухудшились условия ведения малого бизнеса в целом. Половина предпринимателей (51%) оценили изменения в первом квартале 2022 года по сравнению с четвертым кварталом 2021 года как негативные. Среди ощутивших негативное влияние санкций такого мнения придерживались 60% против 26% среди тех, кого санкции не затронули.

Никаких положительных последствий от санкций для своего бизнеса не ожидают 54% предпринимателей. Среди ощутивших влияние санкций таких несколько больше, чем среди тех, кого санкции не коснулись, однако различия в мнениях по этому вопросу не так уж велики (56% против 48% соответственно). Положительных последствий ждут 32% опрошенных (среди пострадавших от санкций – 29%, среди не испытавших влияния санкций – 39%).

Наиболее часто упоминаемым положительным следствием санкций является увеличение спроса на товары и услуги. На это надеются 13% опрошенных. Другие положительные следствия санкций, по оценкам представителей малого бизнеса, включают снижение конкуренции (12%) и импортозамещение, развитие производства в стране (6%).

При этом 65% предпринимателей уверены в том, что новые санкции не приведут Россию к экономическому краху (среди тех, на кого санкции влияния не оказали, так считают 85% респондентов). 22% опрошенных придерживаются противоположной, пессимистичной, точки зрения.

Опрос предпринимателей был проведен 15 апреля – 19 мая 2022 года. Выборка – 735 респондентов. 

 

Свежие новости читайте на @sferanewsru