18 июля 2024

Судя по открытым данным, крупнейший производитель грузовиков пока не стал акционером автомобильного завода.

Завод «Москвич» начнет сборку машин уже на этой неделе, сообщил в интервью РИА Новости мэр Москвы Сергей Собянин. При этом ранее планировалось, что 50% в уставном капитале АО «Московский автомобильный завод «Москвич» купит ПАО «КАМАЗ». В соответствии с соглашением с Москвой, крупнейший в России производитель грузовиков, попавший под санкции, должен был сделать это не позднее 1 октября 2022 года. Также он собирался вложить вместе с городом 5 млрд руб. в локализацию узлов и компонентов и адаптацию производственных мощностей. Однако, как выяснила Sfera.News, КАМАЗ так и не стал акционером завода. А на базе «Москвича», судя по ранее показанным презентациям, пока будут собирать автомобили, похожие на продукцию китайского производителя JAC.

Фото: пресс-служба Правительства Москвы, М. Мишина

«С уходом Renault «Москвич находится на простое, но уже на следующей неделе начнет первую сборку, – сказал в пятницу мэр Москвы. – В следующем году, надеюсь, <завод> выйдет уже на параметры объемов работы, сопоставимыми до того периода, когда там было Renault. Через 2-3 года планируем запустить собственную российскую платформу электромобиля».

Автомобили «Москвич» намерены собирать на базе бывшего московского завода Renault, перешедшего после начала спецоперации России на Украине и введения западных санкций на баланс Москвы.

При этом по планам, которые озвучивались ранее, на заводе в 2022 году хотели собрать не менее 600 штук автомобилей, в том числе 200 – с электродвигателем, в 2023 году – 15 тыс. машин, из них 10 тыс.- электрические, и в 2024 году – 100 тыс. «москвичей», одна пятая из этого числа – электрокары. Сейчас Собянин не уточнил, сколько конкретно машин может быть произведено.

Как сообщалось ранее, ПАО «КАМАЗ» было намерено «не позднее» 1 октября 2022 года приобрести 50% в уставном капитале АО «Московский автомобильный завод «Москвич». Другие 50% «Москвича» должны были принадлежать правительству Москвы. Намерение было высказано в соглашении о сотрудничестве в области развития легкового автомобильного транспорта между правительством Москвы и ПАО «КАМАЗ». Соглашение было подписано 6 июля, опубликовано на сайте mos.ru 1 августа.  КАМАЗ и правительство Москвы планировали профинансировать завод на 5 млрд руб. «для целей инвестиций в локализацию узлов и компонентов и адаптацию производственных мощностей». Инвестиции должны быть осуществлены в течение сентября и октября.

Однако, согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), 100% АО МАЗ «Москвич», как и ранее, принадлежит ООО «Центр развития технологий». Обществом владеет на 99,9% АО «Особая экономическая зона Технополис Москва» и на 0,1% – АО «Инвестиционная проектная компания». Обе компании, в свою очередь, принадлежат городу Москве в лице Департамента городского имущества города Москвы.

Кстати, 28 июня США ввели санкции против ПАО «КАМАЗ». 

Правительство Москвы и ПАО «КАМАЗ» не ответили на запрос Sfera.News, с чем связано неисполнение условий соглашения между Москвой и производителем грузовиков, а также сохранились ли планы по совместному финансированию завода.

В июле 2022 года портал «Китайские автомобили.РФ» писал, что на заводе «Москвич» могут наладить производство пяти моделей китайской марки JAC, которые будут продаваться на российском рынке под локальным брендом. Однако под статьей опубликован комментарий пользователя, представившегося сотрудником пресс-службы КАМАЗ: «Информация о состоявшейся презентации моделей «Москвич» недостоверна. Представленные на стендах в рамках подписания мэром Москвы С. Собяниным и генеральным директором ПАО «КАМАЗ» С. Когогиным соглашения о сотрудничестве визуализированные образы автомобилей не являются прототипами и не имеют ничего общего с реальными моделями, которые будут выпускаться на МАЗ «Москвич».

Тем не менее пока версия о китайских автомобилях подтверждается. Так, «Известия» сообщили 16 ноября, что Росстандарт выдал одобрение на два типа автомобилей: «Москвич 3» и «Москвич 3е». Первый представляет собой версию компактного кроссовера JAC JS4. Еще одна модель – электрический «Москвич 3e». Это копия электромобиля JAC iEVs4, в котором традиционный мотор заменяет электрическая силовая установка. Заявителем в документах на одобрение типа транспортного средства, впрочем, прописан именно КАМАЗ, который в статье «Известий» назван «индустриальным партнером проекта». 

В комментарии Sfera.News директор аналитического агентства АВТОСТАТ Сергей Целиков на вопрос, какие перспективы у завода «Москвич», отметил: «Какое-то время помучаются со сборкой каких-нибудь китайских моделей, а потом превратят эту территорию в девелоперский проект, как произошло с ЗИЛом».

Свежие новости читайте на @sferanewsru